Главная  /  #ЦОС

#ЦОС

Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Целевая модель Цифровой образовательной среды образовательной организации, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649.

В 2020 году в МБОУ СОШ № 27 в рамках реализации проекта "Цифровая образовательная среда" получены и эксплуатируются 46 планшетных компьютеров.

PHOTO-2020-11-09-16-38-26 PHOTO-2020-11-09-16-38-26 (1) PHOTO-2020-11-09-16-38-27

PHOTO-2020-11-10-13-58-35 PHOTO-2020-11-10-13-58-37 PHOTO-2020-11-10-13-58-38

PHOTO-2020-11-10-13-58-39 PHOTO-2020-11-10-13-58-41 PHOTO-2020-11-10-13-58-40

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Баранов Александр Владимирович

Учитель биологии и информатики

МБОУ СОШ №27 г.о. Мытищи

e-mail: inok247@mail.ru

Курс образования в Российской Федерации за последние несколько лет претерпел ряд изменений. Как и прочие сферы деятельности, в первую очередь были приняты Национальные инициатива «Наша новая школа», реализованная до 2019 года и проект «Образование» с структурной составляющей «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда», а также «Учитель будущего»[9]. Все это проведено в рамках всеобщей цифровизации, в том числе цифровизации образования. Однако национальные проекты и инициативы в направлении цифровизации образовательного процесса приняты сравнительно недавно, в то время как страны-лидеры образования уже на протяжении двух десятков лет занимаются разработкой и внедрением электронных образовательных ресурсов и уже пришли к окончательному виденью места ЭОС в образовательном процессе[3],[5],[6],[8].

         В рамках цифровизации образовательной системы происходит развитие электронный образовательных систем (ЭОС). Первыми, внедрение ЭОС начали реализовывать высшие учебные заведения, к примеру, Московский государственный областной университет разработал свою «электронную образовательную среду» и «цифровой университет». В высшем учебном заведении реализуются программы дистанционного обучения, что позволяет в некоторой степени реализовать дополнительную самостоятельную подготовку студентов[1]. В средней общеобразовательной школе с не столь далеких пор повсеместно внедряются цифровые образовательные платформы, а сам процесс ведения отчетной и нормативной документации постепенно переходит в цифровой формат, что влечет за собой ряд особенностей.

         Одной из таких особенностей является заполнения электронного журнала. В московской области применяется система «школьный портал», которая призвана реализовать систему безбумажного документооборота. Она позволяет собирать в единой информационной среде собирать и заполнять практически всю необходимую документацию, и кроме того призвана заменить морально устаревшие классические бумажные школьные журналы.

         Однако на деле оказалось все не так просто. К примеру, до недавнего времени, учитель должен был заходить в школьный портал со своего рабочего места, оснащенного необходимой материально-технической базой. Проблема заключалась в том, что такие рабочие места являлись стационарными, то есть базировались на базе персональных компьютеров. Более удобным оборудованием должны были стать мобильные ноутбуки, которые позволили бы при необходимости переносить свое рабочее место из одного кабинета в другой. Однако оснащение и применение их в образовательном процессе выявило также ряд недостатков, так даже при условии повышенной мобильности рабочего места, учителю необходимо было проводить организационный момент сидя за рабочим столом, а в дополнение при работе с классом, для выставления оценок в течение урока также возвращаться к рабочему месту, что влекло за собой сокращение времени на реальную образовательную составляющую урока. Свой отпечаток наложила и так некстати возникшая пандемия новой коронавирусной инфекции SARS-COV-19. И если весной 2020 года было принято решение о переводе школ на дистанционное обучение с формированием рабочих мест в домашних условиях, то в связи с неэффективностью такой модели, в дальнейшем было принято решение о возвращении субъектов процесса обучения в реальную образовательную среду, но с рядом ограничений и модификаций. Так к примеру по требованиям роспотребнадзора каждому классу должно быть отведено собственное помещение, а учителя сами перемещаться в процессе обучения между кабинетами, что наложило очередные неудобства.

         Неудобства в основном затронули административную составляющую, такую как ведение журналов успеваемости/посещаемости и ведение отчетной документации. В силу ряда причин, немногие преподаватели (особенно в возрасте) оказались готовы переносить с собой пусть и менее, но все же неудобные ноутбуки. Кроме того оснащение кабинетов персональными комьпютерами также не стало спасением, так как для каждого нового преподавателя существует необходимость войти в свой личный кабинет на школьном портале посредством аутентификации через систему единой аутентификации абонентов (ЕСИА), надо сказать, что данная система пусть и является удобной для надзора за деятельностью педагога, все же до сих пор не отлажена.

         Выход из этой ситуации все же был найден – применение планшетных компьютеров. Они оказались одним из лучших выходов, поскольку существенно увеличили мобильность рабочего места учителя. С применением планшетных компьютеров каждый педагог получил возможность при минимальной подготовке работать мобильно в любом кабинете с любым классом.

         Доступ в сеть интернет посредством повсеместно реализованных точек доступа в здании школы позволило использовать планшетные компьютеры на любом уроке. Одной из ключевых особенностей такого удобства стала возможность моментального выставления отметок и оценок без отрыва от учебного процесса. Кроме того уже интегрированные электронные образовательные среды находящиеся теперь в постоянном доступе, позволили использовать дополнительные материалы при проведении урока, а также осуществить дополнительную методическую поддержку учителя. Также новые мобильные планшетные компьютеры обеспечили более безопасный доступ к образовательным услугам и платформам, ведь они оснащены системой контентной фильтрации.

      Контентная фильтрация, представленная в данном случае программой VIPnet police, позволяет учителю работать с ресурсами без опасения получения доступа к потенциально неприемлимому контенту, а также в достаточной степени защищает пользователя от вредоносного ПО.

Появление в пользовании учителя мобильного рабочего места существенно улучшило условия цифровизации образовательного пространства, особенно школы.